Иудизм и христианство стр.73

Йяр-цейт, см. Погребения обряды.

Каббала, см. Мистицизм.

Кавана (евр., дословно — «устремление» или «помысел»), означает состояние, которым сопровождается всякий религиозный акт. Евреи призваны соблюдать письменный и устный Закон, руководствуясь каваной повиновения Божественным заповедям. Т.е. их религиозная практика должна основываться не на утилитарных соображениях, а на желании исполнить волю Божью.

В христианстве также придается важное значение побудительным мотивам всякого действия. Доброе намерение исполняет поступок нравственной ценностью, недобрые же помыслы обесценивают поступок, даже если он приводит к хорошим результатам. Однако, в отличие от иудаизма, фундаментальным принципом христианской жизни является не следование заповедям Божьим, содержащихся в письменном и устном Законе, а подражание жертвенной любви Иисуса.

Каддиш, см. Погребения обряды.

Казуистика, метод, определяющий применимость общих юридических и моральных норм в конкретных случаях. В иудаизме система правовой герменев тики основывается на семи принципах истолкования текстов Св. Писания, предложенных Гиллелем (1 в. до н.э.). Позднее эту систему расширил до 13 принципов Ишмаэль бен Элиша (1-П вв. н.э.), а затем до 32 — Элиэзер бен Иосе (Пв.). Эти экзегетические принципы использовались для выработки практических законодательных положений на основе письменного Закона.

Помимо данного общераспространенного метода легалистического толкования, в более позднее время был разработан системный подход к изучению талмудических и иных раввинистических текстов, известный под названием пилпул. Этот термин является производным от еврейского слова, которое переводится как «перец», что подчеркивает остроту и нетривиальность умозаключений в рамках этого подхода. Вначале пилпул встретил одобрение, как опирающийся на традиционные герменевтические принципы и ставящий своей целью дальнейшую разработку законодательства на основе письменного Закона. Со временем, однако, пилпул превратился в бесконечные словопрения по самому незначительному поводу, став мишенью насмешек со стороны многих мудрецов.

В XVI столетии введение пи л пул а Лаковом Поллаком в Краковской раввинис-тической академии привело к распространению этого метода в еврейских учебных заведениях Восточной Европы. В то время методы пи л пул а считались эффективным инструментом совершенствования аналитических способностей учащихся: обычно в рамках этого метода разбирались не связанные между собой тексты, с последующей взаимной привязкой их содержания. Но несмотря на ф

КАЛЕНДАРЬ свою популярность, пилпул стал предметом серьезной критики. В настоящее время пилпул по-прежнему существует, но все так же язвительно критикуется, являясь для многих образцом бесплодных умствований.

Хотя Евангелие и подвергает фарисеев резкому осуждению, Иисус представлен там как принявший раввинистические приемы толкования Св.Писания, в частности, относительно законов субботы. Апостол Павел также в ряде случаев использует специфически еврейские методы экзегезы. Позже Отцы Церкви пользовались приемами казуистики — методов рассмотрения отдельных случаев в связи с общими принципами — при обсуждении тем военной службы, религиозной кары и богатства. В У1-Х1вв. в учении о мере греха и наказания получила развитие казуистика, нашедшая свое отражение в церковных уложениях о наказаниях. Своей кульминации развитие казуистики достигло к ХШв., когда по определению IV Латеранского Собора 1215 г. стали обязательными ежегодная исповедь и причастие.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒